Translation of the page into English
Текущий выпуск журнала
«Труды Саратовской православной духовной семинарии»
Раздел I. Теология
Протоиерей А.В. Страхов, протоиерей Д.Е. Усольцев
Хлеб на Тайной Вечере: новозаветное обоснование и евхаристическая практика древней Церкви
Ссылка на статью:
Страхов А.В., прот., Усольцев Д.Е., прот. Хлеб на Тайной Вечере: новозаветное обоснование и евхаристическая практика древней Церкви // Труды Саратовской православной духовной семинарии. 2022. № 4 (19). С. 9–32. DOI: 10.56621/27825884_2022_19_9
Аннотация: В христианской Церкви известны две различные традиции приготовления евхаристического хлеба. В восточных Церквах с самого начала использовали обычный хлеб из дрожжевого теста. Западная Церковь, с другой стороны, уже давно использует только пресный хлеб. В основе ее практики лежит предположение, что именно пресный хлеб использовал Господь наш Иисус Христос во время учреждения таинства Причащения. Вопрос, на каком хлебе — квасном или пресном — служить Евхаристию, может показаться неважным, однако он стал одним из оснований для раскола между Востоком и Западом. В статье предпринят ретроспективный анализ истоков традиций, призванный выяснить, на каком хлебе Господь установил Причастие, а также на каком хлебе служили Евхаристию апостолы и их христиане древней Церкви.
Ключевые слова: Иисус Христос, Тайная Вечеря, таинство Причастия, вещества Причастия, хлеб.
Список использованных источников и литературы:
Скрыть Подробнее
Источники:
1. Библия. Священное Писание Ветхого и Нового Завета. Синодальный перевод. М.: Изд-во Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2011. 1369 с.
Литература:
1. Алымов В. Лекции по Исторической Литургике // Азбука веры. [Электронный ресурс]. URL: https://azbyka. ru/otechnik/Pravoslavnoe_Bogosluzhenie/lektsii-po-istoricheskojliturgike/(дата обращения: 13.09.2022).
2. Амман А. Г. Повседневная жизнь первых христиан. М.: Молодая гвардия: Палимпсест, 2003. 322 с.
3. Арранц М. Избранные сочинения по литургике. Т. 5. Введение в таинства Византийской традиции. М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2006. 567 с.
4. Афанасий Великий, свт. Творения: в 4 т. Т. 2. М.: Изд-во СпасоПреображенского Валаамского ставропигиального монастыря, 1994. 494 с.
5. Афанасьев Н., прот. Трапеза Господня. Киев, 2003. 160 с.
6. Бармин А. В. Полемика и схизма. М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2006. 648 с.
7. Бернацкий М. М. Спор об опресноках // Православная энциклопедия. Т. 17. М.: НЦ Православная энциклопедия, 2007. С. 619–625.
8. Бил Г. К., Карсон Д. А. Ветхий Завет на страницах Нового. Т. 1. Черкассы: Коллоквиум, 2010. 488 с.
9. Болотов В. В. Лекции по истории древней церкви: в 4 т. Т. 2. М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального монастыря, 1994. 474 с.
10. Бусыгина М. А. Догматическое содержание полемики об опресноках // Патрология, философия, герменевтика: Труды Высшей религиозно-философской школы. СПб., 1992. Т. 1. С. 20–27.
11. Желтов М., диак., Ткаченко А. А., Михайлов П. Б., Петров В. В. Евхаристия. Часть 1 // Православная энциклопедия. Т. 17. М.: НЦ Православная энциклопедия, 2003. С. 533–615.
12. Желтов М. С., Рубан Ю. И. Артос // Православная энциклопедия. Т. 3. М.: НЦ Православная энциклопедия, 2003. С. 470–472.
13. Кенигсбергер Г. Г. Средневековая Европа, 400–1500 годы. М.: Весь мир, 2001. 375 с.
14. Киддуш // Еврейская энциклопедия. [Электронный ресурс]. URL: http://www.eleven.co.il/article/12069 (дата обращения: 18.06.2020).
15. Кинер К. Библейский культурно-исторический комментарий. Ч. 2. Новый Завет. СПб.: Мирт, 2003. 984 с.
16. Клеман О. Истоки. Богословие отцов Древней Церкви. М.: Путь, 1994. 383 с.
17. Кунцлер М. Литургия церкви. Т. 2. М.: Христианская Россия, 2001. 304 с.
18. Мануил Пелопонесский. Ответ доминиканцу Франциску / пер. архимандрита Арсения // Чтения в обществе любителей духовного просвещения. 1889. № 7/8. С. 79–97.
19. Молитва Господня // Католическая энциклопедия. Т. 3. М–П. М.: Издательство Францисканцев, 2007. 1910 с.
20. Наумова Е. В. Хлеб как духовная константа русской культуры: национальные особенности концептуализации // Православная церковная наука: традиции, новации, актуальные контексты: Сборник статей по материалам ежегодной научно-богословской конференции, Нижний Новгород, 01 февраля 2020 года / под ред. А. В. Ворохобова. Н.-Новгород: Нижегородская духовная семинария, 2020. С. 171–177.
21. Николай Гидрунтский, иг. Три записи о собеседовании греков с латинянами по поводу разностей в вере и обычаях церковных / пер. еп. Арсения. Новгород: Типография И. И. Игнатовского, 1896. 76 с.
22. Новый библейский словарь: в 2 ч. Ч. 2. Библейские реалии. СПб.: Мирт, 2001. 1014 с.
23. Сорокин А., прот. Христос и церковь в Новом Завете: введение в Священное Писание Нового Завета: курс лекций. М.: Новоспасский мужской монастырь. Общество любителей церковной истории, 2012. 647 с.
24. Терновский С. А. 63-е чтение. Библейская старина. (VIII). О жертвах. СПб., 1900. 24 c.
25. Тристрам Г. В. Восточные обычаи в библейских странах. СПб.: Типография В. Ф. Киршбаума, 1900.
26. Хлеб // Библейская энциклопедия Ф. А. Брокгауза. [Электронный ресурс]. URL: https://ekzeget.ru/all-aboutbible/dictionaries/bibleyskaya-enciklopediya-brokgauza/hleb/(дата обращения: 17.09.2022).
27. Чельцов М. Полемика между греками и латинянами по вопросу об опресноках в ХI–ХII вв. // Христианское чтение. 1879. № 11–12. С. 639–648.
28. Erickson J. H. The Challenge of Our Past: Studies in OrthodoX Canon Law and Church History Crestwood. N.Y.: St. Vladimir’s Seminary Press, 1991. 174 р. / пер. Ю. Зубковой // Азбука веры. [Электронный ресурс]. URL: https://azbyka.ru/kvasnoj-hleb-i-opresnoki (дата обращения: 17.09.2022).
29. MacDonald A. J. Berengar and the Reform of Sacramental Doctrine. London, 1930. 81 p.
30. Ordo Romanus primus / introduction and notes by E. G. C. F. Atchley. London: The De La More Press, 1905. 260 p.
31. Woolley R. M. The bread of Eucharist. Oxford, 1913. 122 р.
Данные об авторах:
Протоиерей Анатолий Владиславович Страхов;
Степень, звание: кандидат богословия;
Должность: старший преподаватель кафедры библеистики;
Место работы: Саратовская православная духовная семинария; Российская Федерация, 410028, г. Саратов, ул. Мичурина, 92;
Электронный адрес: s.vostok@mail.ru.
ORCID: 0000-0001-5580-6173
Протоиерей Дмитрий Евгеньевич Усольцев;
Степень, звание: кандидат богословия;
Должность: старший преподаватель кафедры библеистики;
Место работы: Саратовская православная духовная семинария; Российская Федерация, 410028, г. Саратов, ул. Мичурина, 92;
Электронный адрес: resurexit@list.ru.
ORCID: 0000-0002-1463-3648
Читать статью (pdf)
Священник А.В. Торопов
Взгляд Папы Бенедикта XVI на проблему транссубстанциации в современном литургическом богословии
Ссылка на статью:
Торопов А.В., свящ. Взгляд Папы Бенедикта XVI на проблему транссубстанциации в современном литургическом богословии // Труды Саратовской православной духовной семинарии. 2022. № 4 (19). С. 33–46. DOI: 10.56621/27825884_2022_19_33
Аннотация: Статья представляет собой анализ слова «транссубстанциация» в понимании богословской мысли Римско-Католической Церкви. Последовательно рассматривая этот вопрос, обратимся к позиции пионера реформ Второго Ватиканского Собора — Папы Бенедикта XVI, который рассматривает вопрос транссубстанциации в свете представлений Реформации, философии и физики. Он стремится отойти от схоластического решения данного вопроса, не впадая в старые заблуждения реформатов.
Ключевые слова: Евхаристия, транссубстанциация, Тело и Кровь, Бенедикт XVI.
Список использованных источников и литературы:
Скрыть Подробнее
1. Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение Православной веры. М.: Издательство Сретенского монастыря, 2019. 569 с.
2. Олесницкий И. Символическое учение лютеран о таинстве Евхаристии и несостоятельность этого учения. Каменец-Подольск, 1894. 140 с.
3. Ратцингер Й. Богословие Литургии. Сакраментальное обоснование христианского существования. М.: Благотворительный фонд имени святителя Григория Богослова, 2017.
648 с.
4. Ратцингер Й. Иисус из Назарета. М.: Издательство Францисканцев, 2015. 416 с.
5. Успенский Н. Д. Анафора: опыт историко-литургического анализа // Богословские труды. Сборник 13. 1975. С. 40–141.
6. Формула Согласия // Только Христос. [Электронный ресурс]. URL:
http://soluschristus.ru/biblioteka/kniga_soglasiya/kniga_soglasiya_ veroispovedanie_i_uchenie_lyuteranskoj_cerkvi/formula_soglasiya_ konspektivnoe_izlozhenie/(дата обращения: 05.09.2022).
7. Bavink B. Ergebnisse und Probleme der Naturwissenschaften. Zurich, 1949. 782 р.
8. BuX N. Benedict XVI's Reform. The Liturgy Between Innovation and Tradition. San Francisco: Ignatius Press, 2012. 144 р.
9. Ettlinger G. H. Theodoret of Cyrus: Eranistes. Oxford: Clarendon,1975. 308 р.
10. Hinze B. E. Narrative Contexts, Doctrinal Reform // Theological Studies. 1990. Vol. 51. Iss. 3. pp. 417–433. DOI: 10.1177/004056399005100303
11. Kilmartin E. The Eucharist in the West History and Theology. Minnesota: Liturgical Press, 2004. 448 р.
12. Pfeiffer P. Die Thesen der Konfessionen zur Anbetung des Altarsakramentes // Una Sancta. 1962. № 17. pp. 225–266.
Данные об авторе:
Священник Артем Витальевич Торопов;
Должность: ассистент-преподаватель кафедры теологии;
Место работы: Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева, Российская Федерация, 302026, г. Орел, ул. Комсомольская, 39а;
Электронный адрес: fatherartemy@mail.ru;
ORCID: 0000-0001-8024-1354
Читать статью (pdf)
Священник В.А. Апин
Феномен Марфо-Мариинской обители в церковном искусстве начала XX века
Ссылка на статью:
Апин В.А., свящ. Феномен Марфо-Мариинской обители в церковном искусстве начала XX века // Труды Саратовской православной духовной семинарии. 2022. № 4 (19). С. 47–71. DOI: 10.56621/27825884_2022_19_47
Аннотация: В настоящей статье анализируется художественный стиль Марфо-Мариинской обители как совокупность идей и художественных средств, выразивших настроения части общества в переломный период истории России. В анализе стиля образной среды комплекса, задачей которого были молитвенное и деятельное служение Богу, основное внимание уделяется главному храму в честь Покрова Пресвятой Богородицы, художественный стиль которого наиболее полно выразил идею соединения литургического и просветительского пространств. Часть статьи посвящена основным создателям ансамбля.
Ключевые слова: Марфо-Мариинская обитель, церковное искусство начала XX века, Покровский храм Марфо-Мариинской обители, великая княгиня Елизавета Федоровна, Михаил Нестеров, Алексей Щусев.
Список использованных источников и литературы:
Скрыть Подробнее
1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Изд. 5-е. М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2016. 1376 с.
2. Анастасий (Грибановский), митр. Светлой памяти Великой Княгини Елизаветы Феодоровны. Иерусалим: Типография Греческого Православного монастыря, 1925. 24 с.
3. Бердяев Н. А. Sub specie aeternitatis. Опыты философские, социальные и литературные (1900–1906 г.). СПб.: Типография Дела, 1907. 446 с.
4. Булгаков С. Н., свящ. Интеллигенция и религия. Воскресение Христа и современное сознание. М.: Печатня А. И. Снегиревой, 1903. 48 с. [Электронный ресурс]. URL: https://azbyka. ru/otechnik/Sergij_Bulgakov/intelligentsija-i-religija/(дата обращения: 04.10.2022). Загл. с экрана. Яз. рус.
5. Бунин И. А. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 5. М.: Художественная литература, 1988. 640 с. [Электронный ресурс]. URL: https://traumlibrary.ru/page/bunin-ss06–05.html/(дата обращения: 04.10.2022). Загл. с экрана. Яз. рус.
6. Бычков В. В. Русская теургическая эстетика. М.: Ладомир, 2007. 743 с.
7. Вельфлин Г. Основные понятия истории искусств. Проблема эволюции стиля в новом искусстве. М.: В. Шевчук, 2009. 344 с.
8. Дурылин С. Н. Нестеров в жизни и творчестве. М.: Молодая гвардия, 1976. 464 с.
9. Игнатий (Брянчанинов), свт. Полное собрание творений святителя Игнатия Брянчанинова: в 8 т. Т. IV. Аскетическая проповедь. М.: Паломник, 2002. 783 с.
10. Колузаков С. В. Покровский храм Марфо-Мариинской обители милосердия архитектора А. В. Щусева. [Электронный ресурс]. URL: https://disk.yandex.ru/i/r47ahJd7sz4fEA (дата обращения: 04.10.2022). Загл. с экрана. Яз. рус.
11. Коршунова Т. Путь, полный света. Из писем святой Елисаветы Федоровны. [Электронный ресурс]. URL: http://rys-strategia. ru/publ/3–1-0–5106/(дата обращения: 04.10.2022). Загл. с экрана. Яз. рус.
12. Краснощеков К. Е., прот. Модернистские тенденции в Русской Православной Церкви в начале XX века // Труды Саратовской православной духовной семинарии. Вып. 4. Саратов, 2010. С. 178–196.
13. Лосев А. Ф. Проблема художественного стиля. Киев: Collegium. Киевская Академия Евробизнеса, 1994. 288 c.
14. Нестеров М. В. О пережитом. 1862–1917 гг. Воспоминания. М.: Молодая гвардия, 2006. 636 с.
15. Никитина Я. П. Художественное пространство // Философия: Энциклопедический словарь / под ред. А. А. Ивина. М.: Гардарики, 2004. 1072 с. [Электронный ресурс]. URL: http://philosophy.niv. ru/doc/dictionary/encyclopedic/articles/1387/hudozhestvennoeprostranstvo.htm (дата обращения: 04.10.2022).
16. Никонова И. И. Михаил Васильевич Нестеров. 2-е изд. М.: Искусство, 1984. 223 с.
17. Рисунки великой княгини Елизаветы Федоровны // Императорское Палестинское Православное Общество. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ippo.ru/historyippo/article/risunki-velikoy- knyagini-elizavety-fedorovny-202008/(дата обращения: 04.10.2022). Загл. с экрана. Яз. рус.
18. Розанов В. В. Великоеначинаниев Москве. М.: Новоевремя, 1909 // Литература и жизнь. [Электронный ресурс]. URL: http://dugward. ru/library/rozanov/rozanov_velikoe_nachinanie.html (дата обращения: 04.10.2022). Загл. с экрана. Яз. рус.
19. Стародубцев О. В. Церковная архитектура и искусство: от Петра I до Николая II // Православие.RU. [Электронный ресурс]. URL: https://pravoslavie.ru/103807.html#_ednref49/(дата обращения: 04.10.2022). Загл. с экрана. Яз. рус.
20. Трубецкой Е. Н. Умозрение в красках. М.: СП Интерпринт, 1990. 48 с. (Репринт по изданию: М.: Тип. товарища И. Д. Сытина, 1916).
21. Успенский Л. А. Богословие иконы в Православной Церкви. Переславль: Братство во имя святого князя Александра Невского, 1996. 658 с.
22. Флоренский П. А., свящ. Сочинения в четырех томах. Т. 2. М.: Мысль, 1996. 880 с.
23. Флоренский П. А., свящ. Обратная перспектива // Флоренский П. А., свящ. Сочинения в 2 томах. Т. 2. У водоразделов мысли. М.: Правда, 1990. 448 с.
24. Языкова И. К. Богословие иконы. М.: Общедоступный Православный Университет, 1995. 118 с.
Данные об авторе:
Священник Валерий Арвидович Апин;
Должность: старший преподаватель кафедры церковно-практических дисциплин;
Место работы: Саратовская православная духовная семинария; Российская Федерация, 410028, г. Саратов, ул. Мичурина, 92;
Электронный адрес: val-apin@yandex.ru;
ORCID: 0000-0001-6919-9685
Читать статью (pdf)
Раздел II. Философия
Иеромонах Герман (Лытус А.С.)
Векторы развития культуры на рубеже тысячелетий
Ссылка на публикацию:
Герман (Лытус А.С.), иером. Векторы развития культуры на рубеже тысячелетий // Труды Саратовской православной духовной семинарии. 2022. № 4 (19). С. 72–94. DOI: 10.56621/27825884_2022_19_72
Аннотация: В статье рассматриваются тенденции развития мировой культуры на стыке веков и тысячелетий. Производится краткий анализ истории трансформации понятия «культура». Описываются и изучаются современные характеристики и проблемы культуры, возникшие в связи с утверждением глобального мира. Особое внимание при этом уделяется изменению специфики трансляции образов и ценностей в цифровом глобальном обществе. Рассматриваются различные типы культур, особенно в оппозициях «массовая — элитарная», «национальная — глобальная». В исследовании названы основные темы, затрагиваемые в произведениях современной массовой культуры. Значительное внимание уделяется религиозным и псевдорелигиозным сюжетам, отмечается рост оккультной тематики в культуре постмодерна. В контексте наполненности современного информационного пространства эзотерической тематикой поднимается вопрос о статусе научного знания в современной культуре, а также ставится проблема влияния искусства на мировоззрение современного человека.
Ключевые слова: культура, массовая культура, контркультура, глобализация, мультикультурализм, эзотеризм.
Список использованных источников и литературы:
Скрыть Подробнее
1. Бразертон Р. Недоверчивые умы. Чем нас привлекают теории заговоров. М.: Альпина нон-фикшн, 2017. 450 с.
2. Будагов Р. А. Язык и культура. М.: Добросвет-2000, 2001. 208 с.
3. Быданов В. Е., Берсенева Н. В. Идеи мультикультурализма и этнотолерантности в контексте формирующейся государственной идеологии // Казанский педагогический журнал. 2015. № 6–3. [Электронный ресурс]. URL:
https://cyberleninka. ru/article/n/idei-multikulturalizma-i-etnotolerantnosti-v-konteksteformiruyuscheysya-gosudarstvennoy-ideologii (дата обращения: 29.07.2022).
4. Добыкина А. А. Этническая самоидентификация личности в условиях мультикультурного городского пространства: диссертация … кандидата философских наук: 09.00.13. СПб., 2016. 218 с.
5. Ионин Л. Г. Восстание меньшинств. М.; СПб.: Университетская книга, 2013. 237 с.
6. Культурология: Учебник / под ред. Ю. Н. Солонина, М. С. Кагана. М.: Высшее образование, 2007. 566 с.
7. Панченко А. Невидимые партнеры и стратегическая информация: ченнелинг как семиотическая идеология // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2019. № 4. C. 167–191.
8. Прописи по древлесловенской буквице // ВКонтакте. [Электронный ресурс]. URL:
https://vk.com/propisibukv (дата обращения: 14.07.2022). Загл. с экрана.
9. Селюк Е. В. Человек в ситуации постмодерна: теплохладность в контексте игры // Universum: общественные науки. 2015. № 7 (17). [Электронный ресурс]. URL:
https://cyberleninka. ru/article/n/chelovek-v-situatsii-postmoderna-teplohladnostv-kontekste-igry (дата обращения: 20.07.2022).
10. Скворцов Л. В. Постмодернизм как явление культуры // Россия и современный мир. 2007. № 3. С. 58–82.
11. Тюхтяев А. Телесность и социальность в нью-эйдж паломничестве // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2019. Т. 37. № 4. С. 45–68.
12. Фаликов Б. З. Величина качества. Оккультизм, религии Востока и искусство XX века. М.: Новое литературное обозрение, 2017. 256 с.
13. Чертина З. С. Плавильный котел? Парадигмы этнического развития в США. М.: ИНИОН РАН, 2000. 163 с.
Данные об авторе:
Иеромонах Герман (Лытус Андрей Сергеевич);
Степень, звание: кандидат богословия;
Должность: проректор по воспитательной работе,
старший преподаватель кафедры церковной истории;
Место работы: Саратовская православная духовная семинария; Российская Федерация, 410028, г. Саратов, ул. Мичурина, 92;
Электронный адрес: lytus@mail.ru;
ORCID: 0000-0001-9464-8809
Читать статью (pdf)
Раздел III. История
Оскома А.С., священник М.Н. Пичугин
Преподобный Иоанн Рыльский и Рыльская обитель (X–XV века)
Ссылка на статью:
Оскома А.С., Пичугин М.Н., свящ. Преподобный Иоанн Рыльский и Рыльская обитель (X–XV века) // Труды Саратовской православной духовной семинарии. 2022. № 4 (19). С. 95–110. DOI: 10.56621/27825884_2022_19_95
Аннотация: В Болгарской Церкви существует более ста действующих монастырей. Среди них особое место занимает древний Рыльский монастырь, имеющий более чем тысячелетнюю историю. На протяжении многих веков монастырь традиционно для того времени был источником распространения литературных творений и образования, местом, где хранилась память о национальной самоидентичности болгарского народа. Однако помимо этого он имеет еще и общекультурное значение, является памятником культуры той эпохи, в которую началось складывание болгарского народа как нации, а также, безусловно, эпохи духовного становления других балканских народов. Необходимо отметить и общеправославную значимость монастыря как оплота истинной, неповрежденной веры, где продолжаются те подвижнические и аскетические традиции, которые сохранила эта обитель для всего православного мира и которые наиболее ярким образом воплотились в лице ее основателя и первого настоятеля — преподобного Иоанна Рыльского.
Ключевые слова: Рыльский монастырь, преподобный Иоанн Рыльский, Болгарская Православная Церковь, Болгарское государство.
Список использованных источников и литературы:
Скрыть
Подробнее
Источники:
1. Библия. Священное Писание Ветхого и Нового Завета. М.: Изд-во Московской Патриархии, 2011. 1369 с.
2. Димитрий Ростовский, свт. Жития святых. Месяц октябрь. Репринт. М.: Первая образцовая типография, 1993. 654 с.
3. Иоанн Рыльский, прп. Завет преподобного Иоанна Рыльского // Православие.РУ. [Электронный ресурс]. URL: https://pravoslavie.ru/завет-преподобного-иоанна-рыльского / (дата обращения: 19.07.2022). Загл. с экрана. Яз. рус.
4. Евфимий Тырновский, свт. Житие на св. Йоан Рилски//Българска Православна Църква Рилска Света Обител. [Электронный ресурс]. URL: https://rilskimanastir.org/bg/sv-ioan-rilski/zhitiena-sv-ioan-rilski/(дата обращения: 19.07.2022). Загл. с экрана. Яз. болг.
Литература:
1. Дуйчев И. Рилският светец и неговата обител. София: Интерпресс-67, 1947. 431 с.
2. Дылевский Н. М. Жития Иоанна Рыльского русских древлехранилищ и их болгарские источники. (Краткие заметки к материалам и задачи дальнейшего исследования) // Труды Отдела древнерусской литературы. Т. 23: Литературные связи древних славян / отв. ред. Д. С. Лихачев. Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1968. 343 с. С. 276–292.
3. Дылевский Н. М. Рыльский монастырь и Россия — Украина в XVI–XVII вв.: научно-популярный очерк. София: Синод. типография, 1974. 128 с.
4. Клименко В. Я., прот. Болгария и православные монастыри. Киев: Изд-во Подолина, 2010. 439 с.
5. Матанов Х. Рилският манастир на границата на две епохи: междухристиянското Средновековие и османското владичество. Доклад, прочитанный на конференции «Рилският манастир — история, памет, духовност» в Рыльском монастыре в Болгарии 28 сентября 2017 года. [Неопубликованный доклад]. Текст предоставлен автором.
6. Неофит (Димитров), митр. Патриаршество в Болгарии — опора болгарской святости и духовности // Журнал Московской Патриархии. 2003. № 12. С. 82–90.
7. Патерик земли Болгарской: в 2 т. Т. 1. Сентябрь — январь. М.: Издво Сестричества во имя свт. Игнатия Ставропольского, 2008. 377 с.
Данные об авторах:
Оскома Антон Сергеевич;Должность: заведующий сектором заочного обучения, старший преподаватель кафедры Церковной истории;
Место работы: Саратовская православная духовная семинария; Российская Федерация, 410028, г. Саратов, ул. Мичурина, 92;
Электронный адрес:
my_personal_mail_box@mail.ru;
ORCID: 0000-0002-6243-2007.
Священник Максим Николаевич Пичугин;Место учебы: Саратовская православная духовная семинария; Российская Федерация, 410028, г. Саратов, ул. Мичурина, 92;
Электронный
адрес:
maxim.pichugin.96@mail.ru.
Публикации
Д.Е. Зарубин
Письма из тридцать седьмого года
Ссылка на публикацию:
Зарубин Д.Е. Письма из тридцать седьмого года // Труды Саратовской православной духовной семинарии. 2022. № 4 (19). С. 111–123. DOI: 10.56621/27825884_2022_19_111
Аннотация: На примере личных писем священника села Малый Узень Питерского района Саратовской области раскрывается эмоциональное и психологическое состояние сельского духовенства Саратовской епархии, вернувшегося на родину, на место прежней службы, после первого ареста органами НКВД и отбытия ссылки. Через цитаты из писем, описания обстановки в селах Саратовской области, размышления и замечания репрессированного священника передается дух времени, невероятная тяжесть бытия в ожидании нового ареста, попытки найти единомышленников. Также приводится информация об экономическом положении сельского духовенства и жителей сельских населенных пунктов в 1937 году. В двух просмотренных архивно-следственных делах 10 обвиняемых. В протоколах ареста и обыска домов пяти обвиняемых указано, что у них изъяты фотографии и различная переписка, но ничего этого в архивно-следственных делах нет, хотя внутри папок подшиты пакеты с надписью «вещественные доказательства». Сохранились почему-то письма только Смотрина И. П. в таком же пакете. Тем дороже оставшиеся свидетельства. И как же много тоски, одиночества, жажды дружбы и поддержки в правом деле сохранения служения Господу и людям в этих обветшавших, исписанных карандашом дешевых листочках, полустертых временем и грубыми сгибами строчках писем.
Наряду с мемуарами и дневниками, письма относятся к личным документам, незаменимым в изучении истории повседневности. Письма, сохранившиеся в архивно-следственных делах 1937 года, — это документ свидетельства реалий времени, когда они были написаны, и, конечно, биографическая, психоэмоциональная информация о людях, которые их написали. Особую ценность представляют письма, написанные в сложные, экстремальные периоды жизни их авторов.
Ключевые слова: 1934 год, 1937 год, письма, сельский приход, репрессированный священник, советская власть.
Список использованных источников:
Скрыть Подробнее
1. Архив управления ФСБ по Саратовской области, архивно-следственное дело ОФ-28019 по обвинению Смотрина И.П. и еще двух человек.
2. Архив управления ФСБ по Саратовской области, архивно-следственное дело ОФ-20105 по обвинению Фадеева А.Ф. и еще шести человек.
Данные об авторе:
Зарубин Дмитрий Евгеньевич;
Должность: редактор газеты «Ориентир»;
Место работы: Старооскольский завод автотракторного электрооборудования им. А.М. Мамонова; Российская Федерация, 309507, Белгородская область, г. Старый Оскол, ул. Ватутина, 54;
Электронный адрес: z13711@yandex.ru;
ORCID: 0000-0002-2162-6745
Читать статью (pdf)